Миротворцы в Украине: озвучены варианты, какой «особый» статус может быть у Донбасса

Минские соглашения и резолюция Совбеза ООН об отправке миротворцев и создании переходной администрации могут помочь Украине разрешить конфликт на Донбассе мирным путем.

Об этом бывший посол Украины в Хорватии, советник министра по вопросам временно оккупированных территорий Александр Левченко рассказал в интервью «Апострофу».

Дипломат объяснил, что Эрдутские соглашения, которые были подписаны в ноябре 1995 года между представителями Хорватии и местными сербскими властями, с которых началось восстановление суверенитета Хорватии над Восточной Славонией, в отличии от Минских соглашений, не имели пункта о контроле за границей, а также вопроса предоставления «особого статуса», — Хорватское государство само разработало и гарантировало такой статус, и он носил скорее экономический характер.

«У правительства Хорватии было взято разрешение о том, что оно позволяет миротворцам осуществлять контроль над внешней границей вместо Республики Хорватия. В нашем случае есть пункт о границе, и это хорошо», — заметил он.

Левченко напомнил, как шло обсуждение вопроса введения миротворцев на Донбасс пока Россия в сентябре 2017 года не заявила о готовности поставить на линии разграничения войска ООН, которые бы помогали миссии ОБСЕ, что было бы цементированием ситуации замороженного конфликта.

«Является ли это интересом Украины и наших коллег по «нормандскому формату»? Нет. Наша задача в том, чтобы решить это мирным путем. Каким образом это можно сделать? Руководствуясь Минскими договоренностями и будущей резолюцией Совета безопасности ООН.

Очевидно, ее принятию должна предшествовать оценочная миссия ООН. Условно говоря, 100-200 специалистов в течение месяца должны мониторить ситуацию на временно оккупированной территории. Ведь нужно еще где-то разместить войска: должны быть свободные казармы, территория, где можно поставить палатки и нет мин, есть доступ к воде и электричеству. Определенные расчеты можно провести и в Нью-Йорке, и в Киеве, но надо также оценить ситуацию на месте. Далее происходит доклад Генсеку ООН и Совбезу, оценивается, какой контингент там можно разместить и – самое главное – сколько это будет стоить», — рассказал он.

«Далее происходит процесс рассмотрения финансового отчета и того, сколько человек должен насчитывать контингент – вооруженный, полицейский и гражданский компоненты. И уже тогда самый главный вопрос и дискуссия в Совбезе – принятие резолюции СБ ООН.

Мы осознаем, что российская сторона, возможно, будет не соглашаться с некоторыми вещами, — подчеркнул дипломат. — Поэтому все будем апеллировать к тому, что исключительная задача этой миссии – реализация Минских договоренностей, под которыми стоит подпись российской стороны. Москва кучу раз повторила, что Киев не придерживается соглашений. Мы это, конечно, опровергаем, но что же, давайте вместе выполнять документ с помощью такого замечательного инструмента, как транзитная администрация и миротворцы».

По словам Левченко, в составе хорватского патруля был один хорват, один серб и один международный полицейский, практика образования подобных патрулей является «хорошим опытом», и ее целесообразно применить на Донбассе.

«Решением Министерства внутренних дел уже формируются подразделения для Донбасса, надо, чтобы полицейские были готовы к выполнению своих функций. Хорватский опыт говорит, что нужно отправлять профессиональных людей. Они также не должны быть участниками боевых действий – человек, у которого был опыт войны, будет иметь другое отношение к некоторым вещам. Чтобы предотвратить эмоциональное реагирование, хорватская сторона посылала туда тех, кто не был на фронте, и то же самое требовалось от местных», — подчеркнул он.

«Что отмечали хорватские специалисты? Они ожидали, что будут определенные трения. И они были, но всем предварительно говорили, что они должны психологически настроиться и что их главная задача – обеспечивать порядок на территории, а не давать политические оценки.

Полностью были запрещены дискуссии в полицейских участках, — продолжил дипломат. — Хорваты говорят, что были удивлены тем, как добросовестно местные относились к выполнению заданий. Хотя они теоретически могли подставлять приезжих, но подходили к делу профессионально и работали как одна команда. Понятно, что было определенное недоверие, но они действовали максимально профессионально. За два года не было зафиксировано ни одного случая, чтобы кто-то прикрывал преступления или что-то подобное. Хотя было такое, что люди писали рапорты на увольнение, если психологически не могли продолжать сотрудничество. Такое случалось и со стороны хорватов, и со стороны сербов».

«Если примут резолюцию в нашем случае, то там речь о том, что задача транзитной администрации – передать власть в руки правительства Украины, поэтому элементы сотрудничества должны приветствоваться», — подытожил Левченко.